Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
ГАОУ ДПО Свердловской области
"Институт развития образования".

18.04.2017

На Главную

Формирование личной безопасности ребенка:
из опыта работы учителя ОБЖ

Блок 1. Теория
В социальной сфере и сфере криминогенных опасностей
можно выделить три типа личности:

(краткое содержание выступления - ниже)

2017.04.18. Семинар учителей ОБЖ в ИРО Свердловской области


2017.04.18. Семинар учителей ОБЖ в ИРО Свердловской области

2017.04.18. Семинар учителей ОБЖ в ИРО Свердловской области

1) Жертва преступления потенциальная (виктимный тип личности; от англ. victim- «жертва») - лицо, обладающее такими свойствами, которые повышают вероятность преступного посягательства на него в сравнении с другими однородными с ним социальными субъектами (Гафнер В.В.).

2) Личность безопасного типа поведения - личность, которая ориентирована на рациональные отношения с окружающей средой (со всеми ее компонентами), сохранение природной составляющей окружающей среды, со знаниями, умениями и навыками безопасного поведения, жизнедеятельность которого безопасны как для себя, так и для других (Гафнер В.В.).

3) Личность опасного типа – человек, деятельность, поведение и поступки которого наносят вред или ущерб природе, человеку, группе людей, обществу, живому существу, механизму, какой-либо системе (Гафнер В.В.).

Формирование личности
1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды;
2) целенаправленное развитие личности или какой-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения;
3) процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

Личность безопасного типа поведения:
психологическая и социальная характеристики

А) Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливает осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе.
Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Б) Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях:
- взаимодействия с природой, инфраструктурой города;
- общественно–правовых отношений в обществе, общения с другими людьми;
- своего личного физического развития;
- выполнения других действий, а именно: взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами.

Блок 2. Элементы методики

Изучение правил безопасного поведения
как фактор развития личности ребенка. Методика обучения учащихся

Основы теории развивающего обучения были заложены Львом Семеновичем Выготским, советским психологом, при рассмотрении им вопроса
о соотношении обучения и развития.

Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой - либо деятельности, заинтересуй его ею, порази его чувства. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как самоцель. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика.

Соотношение зон актуального и ближайшего развития
(по Л.С. Выготскому).

…Существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития….
Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
Зона (уровень) актуального развития характеризует успехи развития,
итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Теория деятельности
С точки зрения Алексея Николаевича Леонтьева, выдающегося советского психолога, доктора педагогических наук, профессора, деятельность выступает исходным моментом формирования психики.
Именно в процессе специально организованной деятельности в ходе обучения и происходит развитие ребенка.

Мотив деятельности. Самооценка результатов деятельности.
Очень важным является вопрос о том, что побуждает человека в обеспечении своей безопасности быть деятельным, т.е. что является причиной,
источником активности личности. Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Безопасность является базовой потребностью ребенка. Удовлетворение этой потребности обеспечивает нормальное или ускоренное развитие ребенка.
Обучение детей основам безопасного поведения, сопровождаемое организацией эмоционально окрашенной деятельности каждого учащегося, приводит к пониманию им того факта, что он в самом деле может во многом
обеспечить собственную безопасность.
Удовлетворение базовой потребности в безопасности сопровождается интенсивным личным развитием ребенка, формированием в нём личности безопасного типа.

Блок 3. ПрактикаТеория

5 ступеней обучения навыкам безопасного поведения (Пола Статмен)
в процессе формирования личности безопасного типа

Когда ребенок
переходит дорогу сам

 

Когда незнакомец
предлагает конфету

Защита:
переводите ребенка через дорогу за руку, пока он слишком мал, чтобы делать это самостоятельно.

 

Защита:
будьте рядом с ребенком во всех ситуациях, когда какой-либо незнакомец может предложить ему конфету.

Подготовка:
объясните ребенку, что, прежде чем сойти на проезжую часть, он должен посмотреть в обе стороны улицы и, лишь убедившись, что машин нет или горит зеленый сигнал светофора, быстро перейти улицу, остерегаясь машин, поворачивающих из-за угла.

 

Подготовка:
объясните ребенку, что он должен спросить вашего разрешения, прежде чем взять конфету у незнакомого человека.

Тренировка:
пойдите с ребенком на перекресток; спросите его, когда можно переходить улицу, перейдите с ним на другую сторону, обсуждая, чего нужно остерегаться на переходе; повторяйте это упражнение несколько дней или недель в зависимости от успехов ребенка.

 

Тренировка:
разыграйте с ребенком несколько ситуативных сценок, представляясь разного рода незнакомцами, предлагающими ему конфеты; добивайтесь, чтобы ребенок во всех случаях отвечал «нет» и говорил, что должен сначала получить ваше разрешение.


Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен строго следовать усвоенным правилам перехода улицы; спустя определенное время это можно делать все реже и реже.

 

Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен спросить разрешения взрослых, прежде чем взять конфету у незнакомца. Заметив, что он не следует этому правилу, повторите курс тренировок, пока не убедитесь, что он усвоил это правило и следует ему.

 

Упреждение: при необходимости перехода улицы с оживленным движением или специфическими сигналами светофора, указателями, объясните ребенку их значение и потренируйтесь в переходе вместе.

 

Упреждение: если ребенок будет один играть на детской площадке, ходить в школу и магазин, объясните ему, как вести себя при неожиданных контактах с незнакомцами, предлагающими конфету или что-то еще.

 

 

Практическая демонстрация фрагмента занятия
по обучению обучающихся правилам безопасного поведения
в процессе формирования личности безопасного типа.